+ Игумен Варсонофий. Из 1-го письма к NN (2011 год)

Из 1-го письма к NN (2011 год)
Игумен Варсонофий (Хайбулин)

Вот уже 43 года как наши переводы пророчества о попирании Иерусалима языками (см.: Лк.21:24) не имеют смысла. В связи с возвращением Св. Города под власть ветхого Израиля не кончился мiр сей, и вообще ничего не кончилось. Напротив, начались столь великие знамения с Неба (Лк.21:11), что невозможно не усмотреть в них «σημεῖα τῶν καιρῶν» — знамений предназначенных времён.

Если немыслимо, невозможно πεπλήρωται ὁ καιρὸς (Мк.1:15) перевести «окончилось время», то столь же недопустимо πληρωθῶσιν καιροὶ (Лк.21:24) перевести «окончатся времена» в обстоятельствах, когда сама жизнь диктует единственно возможный перевод: «доколе не исполнятся предназначенные времена …».

Греческим καιρός Евангелисты перевели еврейское zman, существительное одного корня с глаголом zimen, который, по отношению ко времени значит «назначать» (См.: Словарь Шапиро).

Что же касается «знамений предназначенных времён», то, согласно Евангелию, для опознания их достаточно быть свободным от такого порока, как лицемерие (см.: Мф.16:3; Лк.12:56).

Почему же ошиблись Отцы в истолковании Лк.21:24? Напрашивается ответ такой. В этом пророчестве Спаситель предсказал две судьбы Иерусалима-города и «Св. Города» — Церкви, которая во времена Антихриста терпит «42-месячную» попранность врагами, согласно Апокалипсису (см.: Апок.11:2). Эта унизительная порабощённость — одно из следствий того поражения Новозаветного Израиля от «семени змия», которое предсказано и пророком Даниилом (см.: Дан.7:21) и Тайнозрителем Иоанном (см.: Апок.13:7).

Обратите внимание: в видении первых стихов 11 главы Откровения Новозаветная Церковь созерцается в образе ветхозаветного храма (с такими его деталями как «жертвенник и внешний двор») в Иерусалиме, попираемом врагами, власть которых простирается до «внешнего двора» храма, — места, где в ветхозаветные времена молился народ. Не предсказывается ли этим видением реюдизация христианства Антихристова времени? При внимательном чтении пророчеств об этом времени становится ясно, что оно страшно не Антихристом, а состоянием Церкви (Народа Божия), которая терпит в этот период поражение, угнетение, изнеможение, омертвение и попранность врагами, т.е. крайнюю удалённость от той свободы, которая вечно присуща Иерусалиму Вышнему (см.: Гал.4:26).

Согласно Апокалипсису, по окончании «42-месячного» лихолетья следует то самое «тысячелетие», которое св. Ириней Лионский толковал как «освящённый Седьмой День», люто ненавидимый семиглавым и десятирогим драконом, ибо в этот «тысячелетний день» полностью парализована его прельщающая энергия (см.: Апок.20:1-3).

Становится понятным, что в двузначном пророчестве Лк.21:24 в придаточном предложении «доколе …» содержится и обетование «освященного Седьмого Дня», «Дня субботства Народа Божия» (см.: Евр.4:8-9). А утрата веры в этот «Седьмой День» предсказана в Апокалипсисе как победа зверя 666 над Новозаветным Израилем (см.: Апок.13:7).

Ибо имя 666 содержит в себе троекратное (сообразно с трехчленностью семеричного времени) отрицание Седьмого Дня и троекратное утверждение того Шестого Дня, который Спаситель назвал временем … власти тьмы (Лк.22:53).

Ослепив ветхий Израиль во главе с его богоучреждённой иерархией, власть тьмы Шестого Дня повергла его в христоубийство. Искупительный подвиг обетованного Семени Жены нанёс этой власти (этому семени змия) смертельную рану в голову (см.: Быт.3:15). Но в период «полуседмины времён» эта рана исцелела (см.: Апок.13:3). И в войне с Новозаветным Израилем власть тьмы Шестого Дня побеждает (см.: Апок.13:7).

Есть только один способ победить весь народ Божий: исказить веру, которую он единомысленно исповедует, таким образом, чтобы она перестала быть «щитом, угашающим все раскалённые стрелы лукавого» (см.: Еф.6:16). Для этого нужно насадить в «земле» его религиозного сознания плевелы ересей, корни которых уходили бы в патристику.

На мой взгляд, ереси эти таковы:

  1. Пораженческая эсхатология, отождествляющая «кончину века сего» с окончанием «полуседмины времён».
  2. Парацентричная экклезиология, позволяющая Народу Божию забыть, что «Домом Божиим», «Столпом и утверждением Истины», «неодолимым вратами ада», он может стать только тогда, когда его экклезиологическое самосознание Мариоцентрично в той мере, в какой «Иерусалимоцентрична» Библия. Ибо только при этом условии Народ Божий может участвовать в совершенствах, которые обетованы Церкви её Создателем и Главою, и которые со дня Пятидесятницы во всей полноте осуществились во всецело обоженной личности Приснодевы Богородицы. Забвение этого условия обрушивает на нас грозные пророческие клятвы Псалмопевца: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя (бессилие дела). Прильпни язык мой к гортани моему (бессилие слова), аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» ( см.: Пс.136:5-6).

Абсолютное невнимание Восточных Патриархов к путеводительному служению Богоматери на том историческом рубеже, который в пророчестве о попирании Иерусалима языками предсказан придаточным предложением «доколе …» (см.: Лк.21:24), и который не опознали Отцы Церкви, — наглядное проявление экклезиологического парацентризма.

В Зейтуне (это имя является арабским эквивалентом греческого Елеон) Богоматерь являлась со 2 апреля 1968 года до 29 мая 1971 года. В 1453 году со 2 апреля по 29 мая продолжалась осада Константинополя. Не намекает ли эта параллель на второе, более тяжкое падение «Царьграда»?

В этих обстоятельствах становится в высшей степени актуальной тема святоотеческого хилиазма, которой посвящена посылаемая Вам статья.[1]


[1] Имеется в виду статья: Игумен Варсонофий (Хайбулин), О хилиазме святых отцов

Игумен Варсонофий (Хайбулин)

Hosted by uCoz