Предисловие православных издателей.
Зейтунские явления Божией Матери не могут быть отнесены к категории явлений в традиционном значении этого термина, явлений, которых удостаивались великие святые и избранники Божии во всех веках Новозаветной эры.
Беспрецедентная общая их длительность (более трех лет), продолжительность отдельных явлений (30 апреля 1968 года — 2 часа 15 минут непрерывно), неограниченное множество очевидцев самого различного духовного состояния, необычайно щедрое излияние целительной Благодати, восстановившее здоровье многих, в том числе неизлечимо больных, — все это признаки обетованных благодатных событий, именуемых в Евангелии знамениями особых, предназначенных времен.
В Новозаветном тексте такие времена обозначаются греческим существительным καιρός, а их наступление — глаголом πληρόω. Последний по отношению ко времени может иметь два противоположных значения: «окончиться» или, наоборот, «начаться, исполниться».
Оба эти слова содержаться в греческом тексте евангельского пророчества о попирании Иерусалима этносами (см.: Лк. 21, 24). Дошедшие до нас переводы этого пророчества: дондеже скончаются, доколе не окончатся (времена языков, язычников, народов) — продиктованы толкованием свт. Иоанна Златоуста: «Иерусалим будет попираем языки многими <...> до скончания мира»; «Иудеи никогда не получат ни храма, ни города» (Против иудеев. Слово пятое. Творения. Т.I. Кн. 2. СПб., С. 692, 698).
Но с июня 1967 года и доныне весь Иерусалим пребывает под властью государства Израиль, в 1980 году провозгласившего его своей вечной неделимой столицей.
Копты почувствовали мистическую связь Зейтунских явлений с судьбой Иерусалима, но истолковали их в узко-патриотическом смысле: как благодатное утешение, принесенное им Умм ан-Нур (араб. «Матерь Света») после семидневной войны июня 1967 года, закончившейся поражением Египта. Явления начались 2 апреля 1968 года. Копты не заметили исключительную важность этой даты. Согласно наиболее научно обоснованной хронологии, именно 2 апреля 30 года н. э. свершился торжественный Вход Господень в Иерусалим (см.: Приложение к Новому Завету. Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. С. 523).
Зейтунские явления Богоматери начались в день, который Спаситель назвал «днем Иерусалима», временем такого Посещения, такого Служения к миру его, что неспособность опознать это время окажется причиной страшной трагической участи Святого Города и чад его, предсказывая которую обетованный Агнец Божий плакал о нем (см.: Лк. 19, 41-44).
С завоевания восточной половины Иерусалима (западной они завладели в 1947 году) в иудеях оживились лжемессианские чаяния скорого восстановления ветхозаветного Соломонова храма. В Египетских явлениях православные могут прочесть ответ на эти ожидания.
В Новозаветных условиях храмом Живого Бога признана стать человеческая личность, или сердце, осеменяемое воплощенным Словом и плодоносящее Духом Божиим. В Личности Приснодевы Марии это призвание всецело осуществилось уже в день Сошествия Святого Духа. В одном из богородичных праздников Дева Мария воспевается как «Пречистый Храм Спасов». Ибо в этом Нерукотворном Храме обитает вся полнота благодати Святого Духа, в Ней сосредоточены все совершенства, обетованные Церкви ее Создателем и Главою.
Древний Соломонов Храм был прообразом, ветхозаветной тенью этого Одушевленного Храма. Как может эта тень ожить перед животворными лучами Матери Света истинного, просвещающего всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9), особенно в нынешних условиях, когда многотысячные толпы очевидцев Египетских явлений свидетельствуют: «Она вся — Свет из Света»
Имя Иерусалим («жилище Господне» — см.: Пс. 134, 21) является одним из множества библейских наименований священного центра обетованной доброй земли. В притче о Сеятеле (Лк. 8, 8-15) Спаситель разъяснил новый смысл этого древнего библейского образа (см.: Втор. 3, 25; 4, 21; 8, 7, 10). В свете этого толкования священным средоточием обетованной земли становится Предоброе и Пречистое Сердце матери Девы. В Новозаветных условиях библейский «Иерусалимоцентризм» (см.: Пс. 134, 21 Пс. 136, 6) должен быть прочитан как «Мариоцентризм» экклезиологического самосознания народа Божия.
Соответственно этому ветхозаветные паримии о «Доме Божием» (см.: Быт. 28, 17), «Доме Господнем» (см.: Иез. 44, 4), «Доме Премудрости» (см.: Притч. 9, 1) православное богослужение относит к Личности Приснодевы. «Дом Божий» в безусловном значении — это Она, Богоматерь. А мы, народ Божий, именуемся домом Его условно, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр. 3, 6).
В Новозаветных условиях к Предоброму и Пречистому Сердцу переносятся все повеления Святого Духа поклоняться Богу в этом священном центре (см.: Пс. 28, 2 Пс. 98, 9) и все указующие на него самые радостные эсхатологические обетования еврейских пророков.
Таковы обетование воцарения народа святых Всевышнего во всей поднебесной (Дан. 7, 18, 22, 27) и обетование такого возвышения Горы Дома Господня и такого собирания к Ней народов, в итоге которых наступит благословенное время благодатного мира и необратимого всеобщего разоружения народов (см.: Ис. 2, 2-4 Мих. 4, 10). В свете Новозаветного («Мариоцентрического») видения священно-топографических образов Библии в этих обетованиях нетрудно усмотреть предсказание величайшего торжества Пречистого и Предоброго Сердца Матери Бога и всех нас, которое восстановит изначальное (см.: Дан. 4, 32) подоботройческое единение многих сердец христианских во единое Сердце Жены, невесты Агнца, вечно соцарствующей Небесному Мужу и Жениху Церкви.
Главное, чего не поняли копты, — то, что нынешние великие знамения с неба (Лк. 21, 11) открывают истинный смысл пророчества о попирании Иерусалима этносами (см.: Лк. 21, 24) и позволяют дать единственно возможный перевод его: «Иерусалим будет попираем народами, доколе не исполнятся (начнутся) предназначенные народам времена».
Зейтунские и время от времени возобновляющиеся в разных местах Египта явления, подобные Зейтунским (последний раз они наблюдались в Каире в декабре 2009 года), — суть знамения этих предназначенных времен.
Оливковая ветвь в пpeчистых руках Зейтунской Богоматери (в явлениях 2000 года в Асьюте ее несли светозарные небесные «голуби») возвещает о приближении времен исполнения самых светлых эсхатологических обетований Библии, в частности «благословенного времени мира». Так в посланиях покойного Святейшего Патриарха Пимена в 1970-х годах толковались обетования пророков Исаии (Ис. 2, 2-4) и Михея Мих. 4, 2-4).
Пророчество о попирании Иерусалима этносами связывает судьбы Израиля Ветхого и Израиля Нового (Церкви языков). Оливковая ветвь Пречистой Голубицы Зейтуна и светозарных Небесных «голубей» Асьюта предвещает те благодатные перемены в Церкви языков, которые вызовут обращение еврейского народа к Истинному Мессии, согласно пророчеству св. апостола Павла (см.: Рим. 11, 25), и наступление времен анапсиксиса (покоя, отдыха, субботства) от лица Бога Отца, согласно пророчеству св. апостола Петра (см.: Деян. 3, 20).
Итак, 2 апреля 1968 года начались явления, в которых нетрудно увидеть акт величайшего Материнского и путеводительного служения Агницы Божией, Жены Агнца (это имя Церкви Христовой в эсхатологическом завершении принадлежит, прежде всего, Приснодеве Марии), служения к миру языков, народов, всего человечества. В некоторых Зейтунских явлениях Богоматерь обращается с благословением к северу, югу, востоку и западу, к народам всего мира.
Абсолютное невнимание к путеводительному служению Божией Матери, демонстрируемое в наши дни Восточными Патриархами и той частью наших богословов, которые в библейской эсхатологии считают достоверным только пророчество об Антихристе и по сути дела ведут пропаганду неверия во все светлые обетования пророков и апостолов, есть симптом смертоносного расстройства экклезио- и эсхатологического сознания, которое в соответствующих библейских пророчествах предсказано как поражение святых от «семени змия» (см.: Дан. 7, 21; Апок. 13, 7) с самыми тяжкими последствиями этого поражения для народа Божия (см.: Дан. 12, 7; Апок. 13, 15).
Но Матерь, Воевода и Путеводительница народа церковного в своих Египетских явлениях благовествует о приближении конца этого лихолетья, о близости величайшего триумфа Церкви Христовой. Истина эта да будет доказана самой жизнью.