В день Вознесения Апостолы спрашивают Спасителя: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю (Деян. 1, 6). Смысл вопроса: Не в первом ли Твоем пришествии исполнится обетование, троекратно повторяемое в седьмой главе пророка Даниила:
Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков (Дан. 7, 18);
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые (Дан. 7, 22).
В 27м стихе это обетование звучит так (по окончании лихолетья «полуседмины времен», с пришествием Ветхого Днями): Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего (Дан. 7, 27). Причем — не тысячелетнее, а вечное царство. Народ святых Всевышнего — Израиль Божий (Гал. 6, 16), для Апостолов это синонимы, но мы, конечно, имя это относим к Израилю Новому, Новозаветному, т.е. к «исторической Церкви Христовой».
Обратите внимание, что в Своем ответе на вопрос Апостолов: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7), Спаситель ни в коей мере не порицает их веру в Даниилово обетование. Напротив, поскольку время, о котором они спросили, относится к тем «временам и срокам», которые установлены властью Отца, то оно непременно придет.
Но для опознания этого времени Церкви не дано «горизонтального» — от Апостолов идущего предания. А «вертикальное» предание можно получить только от Матери Господа, которая со дня рождения Церкви становится Женою Агнца (Пс. 44, 10) в силу соединения с Ним «во единый Дух Господень». В Ее Лице Церковь соцарствует Господу вечно. Она и приведет народ Божий к этому вечному соцарствию. Ее участие в земной жизни и борьбе Народа Божия в Апокалипсисе (глава 21) созерцается как «нисхождение» (καταβάσια — движение Сверху вниз и из Центра к периферии). Враг Жены Агнца — древний змий: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15), работает над тем, чтобы рассеять экклезиологическое самосознание Народа Божия, сделать его парацентричным. «Нисхождение» Жены восстанавливает изначальное подобо-Троическое многоединство: множество сердец соединяются во единое Сердце Жены Агнца (Деян. 4, 32). Тем самым Народ Божий обретает вечное соцарствие Небесному Мужу и Жениху Церкви. Путь к этой цели требует восстановления «Мариоцентризма» в экклезиологическом самосознании Народа Божия. Оно (самосознание) должно быть «Мариоцентричным» в той мере, в какой «Иерусалимоцентрично» экклезиологическое самосознание Библейских пророков.
По окончании тяжкого лихолетья «полуседмины времен» народ Божий терпит поражение, угнетение и к концу этого лихолетья — крайнее обессиление, изнеможение:
Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их (Дан. 7, 21);
и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7, 25);
И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится (Дан. 12, 7).
С пришествием Ветхого днями Народ Божий обретает царство, не ограниченное временем, ни пространством. И все это происходит в мире, еще не преображенном Вторым Пришествием Христовым. Время исполнения этого обетования в тексте Даниила:
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (Дан. 7, 12); и
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые (Дан. 7, 22).
Это время передано существительным zman (арамейское zmano), которое означает — предназначенное. Однокоренной глагол zimen по отношению ко времени значит — назначать. Но после окончания zman, следует еще idon (Дан. 7, 12), в переводе на русский язык «срок», в котором три зверя, лишенные власти, еще сохраняют жизнь.
В Апокалипсисе Иоанна содержится обетование, параллельное Даниилову. Здесь получение царства, не ограниченного временем, ни пространством, предсказывается как воцарение участников «первого воскресения» со (присноцарствующим) Христом, как соединение со Христом в таинстве Агнчьего Брака:
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя (Апок. 19, 7).
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали (воцарялись — по более точному переводу) со Христом тысячу лет (Апок. 20, 4).
Апостол Павел передает это соединение глаголом σιμβασιλεύσομεν (2 Тим. 2, 12) — совоцаримся, а сущность Агнчьего Брака изъясняет как соединение с Господом во единый Дух Его: А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Таким образом, «женскую» сторону этого брачного союза составляют те, кто стяжал Дух Божий.
Апостолы в день Вознесения понимали это обетование в духе еврейского религиозного материализма, к которому нас никто не принуждает. И ничто не может оправдать неверие в это Даниилово и Апокалиптическое обетование. Это неверие воцарилось вследствие поражения всего Народа Божия в войне с семенем отца лжи, который в Апокалипсисе созерцается в образе зверя 666, а в книге пророка Даниила в образе малого рога четвертого зверя (судя по всему, это — геополитическое воплощение зверя 666).
Одно из древних толкований имени 666 (английский святой VII века Beda venerabilis) — троекратное отрицание обетования Апокалиптического «тысячелетия» (Апок. 20, 2-6). Это обетование святой Ириней Лионский толковал как «освященный Седьмый День», успокоение, субботство праведных. У Апостола Павла это обетование предсказано как «день субботства» Народа Божия: Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 8 — 9). Это время, когда полностью парализована прельщающая энергия диавола, когда он не прельщает народы: и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (Апок. 20, 3). Между тем, в предшествующих временах «он обольщает всю вселенную»: И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. 12, 9).
И возникают два вопроса:1. Возможно ли выступать с пропагандой неверия в обетование пророка Даниила (Дан. 7, 18, 21, 27)?
2. Возможно ли возвестить (вслед за бл. Августином и Серафимом Роузом) о том, что в веках от Первого Пришествия Христова до времен Антихриста диавол не прельщает народы?