Составлено на основании бесед игумена Варсонофия (Хайбулина) на эсхатологические темы.
Полуседмина времен — «время, времена, полувремя» — это неопределенной длительности отрезок времени, длящийся до того момента, когда враги Церкви переживают преполовение дней своих — свое наивысшее торжество над народом Божиим. «Преполовение дней» — это момент наивысшего торжества, победы (Ис.38:10). Для врагов Церкви преполовение дней обернется сокрушительным поражением. «Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих» (Пс.54:24). Они не перейдут за половину дней своих. Половина дней — это момент наивысшего их торжества, наивысшего развития, наивысшего расцвета, размаха, могущества.
Символ полуседмины, «время, времена, полувремя», 42 месяца, 1260 дней — это время до момента, когда народ Божий терпит крайнее изнеможение, а враги достигают наивысшего торжества: “в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения” (Дан.9:27).
Это когда народ Божий доведен до омертвления. В это время нечестивые торжествуют свою победу. Это неопределенная длительность времени. Ее можно начать прямо с начала развития Церкви и довести до момента, который во 2-ой половине 19-ой главы Апокалипсиса созерцается как некое сражение (Откр.19:19).
Символ полуседмины времён означает, что злые торжествуют свой наивысший подъём. Но это торжество оборачивается в их сокрушительное поражение. Их поражение — это есть победа Церкви. Эта победа Церкви как раз подготавливается в период, который обозначен символом 1260 дней.
42 месяца — это период развития событий в стане зверя, князя тьмы. На языке библейских пророков ночь есть синоним тьмы. Ночным временем управляет луна. Лунными циклами, т.е. месяцами, измеряется развитие событий в стане врагов. Месяцами измеряется время тьмы, время развития тьмы.
1260 дней — это период развития событий в стане Жены. День — это богонареченное имя света. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5). Это время, которым управляет солнце, но не физическое, а то солнце, в которое облечена Жена 12-ой главы Апокалипсиса. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1).
Это, собственно говоря, есть полнота благодатных энергий Святаго Духа. “Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!…” (Нилус С.А. Дух Божий, явно почивший на отце С. Саровском, в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей, Н.А. Мотовиловым. — М., 1903. с.27).
42 месяца — это последние месяцы полуседмины. 1260 дней — это последние дни полуседмины. Как опознать начало этих сроков? Есть пророчество Спасителя о попирании Иерусалима языками (Лк.21:24). 42 месяца — это время попирания языками Иерусалима, иерархического центра Церкви (Откр.11:2). Оба попирания предсказаны одним текстом (две судьбы — одним текстом), значит они в чем-то сообразны. Поэтому события еврейской истории являются прообразом, предзнаменованием, событий христианской истории.
42-месячный срок начинается с таких катаклизмов, предзнаменованием которых были события 70 года в Иудее: иудейская война, восстание против римлян, римское вторжение в Иерусалим, разрушение храма, внесение в храм статуи императора. Вот это то, с чего началось самое унизительное попирание Иерусалима языками. Это когда римляне храм разрушили и туда внесли то, что иудеи воспринимали как мерзость запустения: статуи, орлов римских. Всё это для евреев было мерзостью запустения. Иудейская революция, иудейское востание, война — это были прообразы, предзнаменования тех событий, с которых начинается 42-месячное попирание Иерусалима языками.
Здесь нужно внести ещё одно добавление. Согласно 7-й главе Даниила, воцарению антихриста предшествует выпадение трёх рогов. Антихрист только тогда появляется, когда три рога исторгнуты. (Дан.7:8). После этого он получает свободу действий.
В итоге событий 1917-1918 годов гибнут три христианские монархии. Все они в каком-то особом смысле родственны римской империи. Четвёртого зверя Даниилова всегда толковали как Римскую империю. И сами апостолы, когда они задавали Спасителю вопрос: “не в сие ли время Ты восстанавливаешь царство Израилю?” (Деян.1:6), имели в виду как раз это пророчество, 7-ю главу Даниила, четвёртого зверя, и, конечно, под этим зверем они подразумевали Римскую империю. Дальше в Европе возникают монархии. Монархии, конечно, разные, и в религиозном смысле разные, но в смысле чисто политическом они почему-то все аппелируют к кесарю. Императоры носят его имена — они все называют себя цесаревичами, кесарями. Они воспринимают римские регалии, например, у всех на гербах — орлы. У нас двуглавый орёл наследован из Византии. Византия — это Восточно-Римская империя. Австро-Венгерская империя, Германская империя — все они в смысле чисто политическом для себя имели идеалом Юлия Цезаря. Например, они наследовали римское право. Хотя кесарева римская власть является монархической, но при этом наследуется почитание римского идеала справедливости. Германская, Австро-Венгерская и Российская монархии представляли все три ветви христианства.
В итоге появляется малый рог. Малый рог означает молодое государство. Оно тем не менее наступает на мир, создаёт мировую систему и наступает на Церковь.
У Даниила малый рог говорит высокомерно (Дан.7:8). Большей хулы, чем ленинский тезис «всякий боженька есть труположество» придумать уже невозможно. Это уже полюс. В мире слов имеется ограниченное число слов. Стало быть, там есть свои границы, есть свои полюса, за которые уже невозможно перейти. Про антихриста сказано, что он превысится над всем, называемым богом или святынею (2Фес.2:4). Наивысшее превозношение, хуление, конечно выражено в ленинском тезисе «всякий боженька есть труположество», потому-что нет ничего более омерзительного. Разве можно превзойти такого рода превозношение! Это полюс.
Нужно заметить, что в древности такого превозношения быть не могло. Древние люди не были атеистами. Все они были по-своему, по-язычески, богопочитателями. Были гонители христиан: Антиох Епифан, Нерон. Нерона христиане принимали за антихриста, но он не был атеистом. Нерон не был хулителем «всего, называемого богом или святынею». Логический обьём подлежащего «всё, называемое богом или святынею» и ленинское подлежащее «всякий боженька» одинаков. Они полностью совпадают по логическому обьёму.
Мир древних людей был наполнен богами. Отрицание всего божественного — это парадокс нового времени. Это парадокс Европы, которая переживает христианство, потом его отбрасывает и рождает крайний материализм, крайнее, ленинское богоненавистничество. В этом смысле Ленин превзошел абсолютно всех в прошлом и, по-видимому, всех в будущем, потому что большего превозношения в мире слов нет.
Патристика нам ничего не даёт для опознания этих вещей. Отцы Церкви в этом отношении были младенцы. Они не могли себе представить такого рода хулу. Они были добрые люди. Добрый человек очень недогадлив в отношении происков зла. Он не знает зла в себе, как младенец не знает зла. Он не может обличать людей в пороках, которых он сам не знает. Отцы Церкви оказались в этом отношении младенцами. Они не могли представить себе, что такое возможно.
Наконец, они не могли представить себе такой кризис христианства, что в сердцах бывших христиан воссядет антихрист. Отцам Церкви невозможно было представить, что люди, которые приняли крещение, окормлялись в церкви какое-то время, причащались, станут зверопоклонниками, капищами, храмами крайнего хулителя. Вот такого рода духовной катастрофы Отцы Церкви не могли предвидеть, потому что они были слишком добрые люди.
Но, вооружаясь только патристикой, ничего в этом не поймёшь. Здесь намного ценнее читать Сергия Булгакова. У него есть такие работы, как «Религия человекобожия Фейербаха», «Карл Маркс как религиозный тип», в которых автору удаётся понять, почувствовать кое-что, что назревало в конце XIX-го и начале XX-го века и что открылось уже в большевизме, в коммунизме.
1917-1918 годы есть начало 42-месячного периода. В 1917 году в Фатиме является Богоматерь и возвещает, что из России пойдёт процесс наступления на веру, на христианство, с трагическими последствиями. Она также говорит: “В конце, Моё Пречистое Сердце восторжествует.” Это означает, что процесс сей завершится торжеством доброй земли. А добрая земля — это земля исхода, земля обетования. Значит, что народ, находящийся в плену, имя которому духовно есть Египет и Содом, вновь соберётся в доброй земле. Это и есть как раз наступление субботства, совоцарение Христу, время, которое обозначено символом «1000 лет». Это как раз и есть торжество доброй земли.
Иначе так: когда предсказывается благодатное время мира, то пророк Исайя говорит, что “гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы” (Ис.2:2). Гора дома Господня — это и есть как раз священный центр доброй земли. В новозаветном смысле, духовном смысле, — это есть священный центр многоединства личностей, у которых одно сердце. Единое сердце, предоброе, пречистое, — это и есть гора дома Господня. Одно из наименований Божией Матери — Гора Божия. Это и есть то торжество доброй земли, которое водворяет на земле благодатный мир и всеобщее разоружение народов. Это всё предсказано, это есть Её торжество. Когда речь идёт о торжестве земли, то это говорится о тварном, об осеменяемой стороне. Сын Божий есть сеятель, осеменяющий, а земля есть осеменяемая. Земля, приняв семя — Слово, должна плодоносить Духом. Всякий раз, когда говорится о земле, то имеется в виду сердце, сознание, осеменяемое и плодоносящее. Высший плод как раз есть Богоматерь. Значит, торжество доброй земли — это есть торжество Её сердца.
Богоматерь в Фатиме, в Португалии, возвестила, что наступил период, который завершится торжеством Её Сердца.
Когда начинается период, обозначенный символом 1260 дней? Здесь надо всмотреться в 12-ю главу Апокалипсиса. Там предсказывается величайшее явление Божией Матери, где Она явлена под именем «Жена, облеченная в солнце». Жена, облеченная в солнце, рождает «младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Откр.12:5). Почему нужда в этом возникает? Потому что прежняя иерархия попрана. Она и есть тот самый попираемый Иерусалим, т.е. иерархия опрокинута вниз лицом и Неба не видит. Поэтому возникает потребность в новой иерархии, в новом пастырстве.
Новое пастырство рождается благодаря чрезвычайному нисхождению Богоматери, которое созерцается как явление Жены, облеченной в солнце, которая рождает младенца. Далее повествуется видение, которое напоминает бегство святого семейства от Ирода. Она убегает от дракона, который хочет пожрать младенца. Прообразом этого было бегство святого семейства с младенцем Христом от Ирода, иерусалимского царя, который ради того, чтобы убить родившегося Мессию убивает 14000 младенцев в Вифлееме. Такая сатанинская лютая злоба. Ирод и иродово гонение — это прообраз того, что предсказывается в видении 12 главы.
Если будете читать описание Зейтунских явлений, то прежде всего, обращает на себя внимание, что Богоматерь является в Египте в том самом месте, куда святое семейство убегало от Ирода. Это есть явный намёк на то, что это явление есть то самое нисхождение, которое предсказано в 12 главе Апокалипсиса. Богоматерь является с тем, чтобы родилось новое пастырство, новая иерархия. Она является с оливковой ветвью ради того, чтобы сбылись грядущие события 1000-летия. Это есть время благодатного мира, символом которого является оливковая ветвь. Так что Она предсказывает грядущую победу, торжество. То, что в Фатиме было предсказано как торжество Её Сердца, в Зейтуне тоже самое, время мира, предсказано оливковой ветвью.
Начало 42-месячного периода возвещено в Фатиме, а начало 1260-дневного периода возвещено в Зейтуне.
Где мы находимся? Мы подходим к тому удивительному рубежу, когда иерархия и народ Божий терпят крайнее изнеможение, омертвение. Все чужды нисхождений Божией Матери. Подходит тот рубеж, который тайнозритель созерцает как нечто подобное сражению. Конечно нельзя это прямо переносить в эмпирический план. Кстати, народ этим часто грешит, когда он в событиях истории пытается увидеть то, что созерцает тайнозритель. Тайнозритель видит внутреннюю духовную суть и взаимосвязь событий, но вовсе не их внешнюю эмпирическую сторону.
Сейчас время жуткое. Время, когда многие отвернулись от путеводительного служения Божией Матери. Это уже тьма, уже плен. Это уже попранность — лицом к земле, а не к Небу.
Это сражение заканчивает полуседмину (Откр.19:11). Здесь какое-то нисхождение Неба идёт, потому что ангелы небесные следуют за пастырем. Наносится страшное поражение зверям и воинствующим зверепоклонникам. После этого наступает видение того, как нисходит ангел, сковывает дракона, дьявола. Происходит первое воскресение всех христиан, которые не поклонились зверю. Они воскресают и совоцаряются со Христом. Наступает период, который апостолы называли «день субботства народа Божия». Св. Ириней Лионский и ему единомысленные ранние отцы называли это «освящённый седьмой день». Апокалипсис обозначил этот период как «1000 лет», т.е. день пред Господом, день творческого воздействия Бога на окружающее Его небытие.
Есть вечно-настоящее бытие Бога, а вокруг — только ничто. Когда Господь творит, то из этого ничто Он творит мир. Творческое действие Бога это есть творение из ничего. Этот символ (1000 лет = день пред Господом) говорит о том, что христианство терпит страшнейшее уничтожение, что приходится Церковь воссоздавать как бы из ничего. Страшный кризис, но за этим кризисом стоят величайшие победы, величайшее торжество.