Составлено на основании бесед игумена Варсонофия (Хайбулина) на эсхатологические темы.
Впереди — время субботства народа Божия, величайший апокатастасис Церкви, а накануне его — страшный упадок. Это не очень-то замечается, потому что внешне мы свободны. Господь даровал нам внешнюю полную свободу, чтобы как можно больше людей успело покаяться, потому что многие так или иначе участвовали в зверопоклонстве.
Далее уже, когда кончится семеричное время и начнётся субботство, то времени для покаяния уже не будет, то есть оно будет бесплодным. Я со сложными чувствами ожидаю этого рубежа. С одной стороны — это величайшее возрождение Церкви, с другой стороны — это необратимая беда для тех, кто эти драгоценные дни не использовал для своего возрождения.
К сожалению, в деревнях мало народа ходит в церковь. Картина печальная. Ещё мешает безрадостная пораженческая пропаганда, которая любит обличать народ и впереди не видит никаких светлых перспектив, только погибель, погибель. Создаётся мрачная атмосфера, это некоторых отпугивает.
Интуиция нисколько не обманула святых отцов. Они решили, что власть антихриста будет до конца семеричного времени. Вот эта идея, безусловно, истинна. Потому что все остальные величайшие события произойдут в пост-семеричное время, в котором уже нет обращения. Поэтому, когда они сконцентрировали бдительность христиан на этом времени, то интуиция их не обманула. Чтобы прозреть дальше, нужно, чтобы подоспело время.
Похоть плоти, похоть очей и гордыня — прямо начиная с книги бытия. У пророков есть какой-то единый язык и все пророки говорят этим языком. Надо научиться его понимать. Это три главные страсти, из которых всё остальное вырастает, три компонента, на которых всё нечестие строится. Отсюда и убийство идёт. Мне думается, что Вавилон — это собирательное наименование страстей нечестия.
Здесь вся загадка состоит в том, что возникает государство сатанинской природы, которое, тем не менее, оказывается во вражде с этими страстями. И средствами, доступными государственной власти, оно начинает с этими страстьми бороться и их уничтожать. Вот это парадокс. На это обращае внимание ещё Андрей Кессарийский. Он говорит, что удивительно, что это сатанинское и то сатанинское, почему-же они восстают друг на друга.
Здесь тайны промысла Божия. Понятно, что дьявол не может руководить всеми событиями, но здесь промысл Божий идёт, а дьявол, по-видимому, движим страстями. В конце концов, он не источник премудрости, но безумной страсти. Вот промысл Божий каким-то образом использует этот факт и руководит всем.
Удивительно и загадочно описание того, как десять рогов разорят блудницу. Люботытно, что они поначалу ведут борьбу с Агнцем, но Агнец побеждает их.
Но мы знаем, что «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2Пет.2:19). Получается, что рога зверя оказываются исполнителями воли Божией раз они побеждены Агнцем. Кем побеждён, тому раб.
С одной стороны, само зверопоклонство — антихристово. Оно в чём-то сатанинское, дьявольское. С другой стороны, оно в чём-то квази-христианское, потому что второй зверь имеет два рога, как у Агнца. Это означает, что оно в чём-то христообразно. Это некое квази-христианство.
Отсюда открывается много аспектов. Почему квази-христианство? Потому что оно нацелено прельстить христиан. Храмом, который узурпирует антихрист в роли Бога, становятся экс-христиане, т.е. христиане, которые отпадают от Христа в зверопоклонство. Для того, чтобы это могло осуществиться, в идеологии антихриста должны быть внешние черты некоего христианства. Иначе христиан это не может прельстить.
Высшая красота — это Агнец. Если у второго зверя есть два рога как у Агнца, это означает, что какие-то черты высшей красоты христианства должны быть и в антихристианской идеалогии.
Я вырос в условиях, когда каждый атом пространства был наполнен именем, пропагандой, поклонением Ленину, Сталину. Огромное множество талантливейших людей, композиторов, поэтов, писателей, создавало этот культ. Все эти гимны, мелодии, слова были вложены людям в каждую клетку мозга, организма.
Культ был взращен в сердцах людей. Это возможно было только потому, что люди, которые служили этому культу, тоже отдавали ему свои сердца. Поэтому получались такие волнующие мелодии, такие волнующие гимны.
Вот это всё как раз и есть «два рога как у Агнца», это некая христообразность. Эта христообразная подмена захватывает глубину сердца, которая, по замыслу Божию, должна принадлежать только Христу. И, собственно, только Христос есть истинный жених человеческой души, истинный идеал, которому она всецело может последовать. В конечном итоге, душа человека соединяется со Христом союзом, который изображается как Агнчий брак.
И вот в этом квази-христианстве, которым был коммунистический культ, эта христообразная подмена осуществлялось в глубине человеческих сердец.