Составлено на основании бесед игумена Варсонофия (Хайбулина) на эсхатологические темы.
Семя дьявола. Звери — это семя змия, семя дьявола. Во-первых — это то, чем он осеменяет человеческое сознание и, во-вторых — то, что рождается в результате этого осеменения. По-видимому, это осеменение действует всегда, но Апокалипсис сообщает, что 42 месяца — это период, когда зверь получает максимум власти, максимум свободы (Откр.13:5). Осеменение происходит и до этого, но максимум власти, максимум свободы он получает в последние месяцы полуседмины времён.
Полуседмина времён — это не есть определённая длительность. Её можно рассматривать от начала Новозаветной эры и до того момента, когда враги Церкви торжествуют своё преполовение дней — наивысший свой успех в борьбе с Церковью, народом Божиим. Вот это — огромная неопределенная длительность времени. А последние месяцы и последние дни этого периода выражаются символами 42 месяца и 1260 дней.
Причём 42 месяца относятся к событиям в стане змия (Откр.11:2, Откр.13:5), где зверь получает наивысшую власть.
А 1260 дней относятся к событиям в стане Жены (Откр.12:6, Откр.20:8), Жены облеченной в солнце, Жены Агнца, где она нисходит с тем, чтобы родить новую иерархию (Откр.12:4), которая именно от Неё получает благословение как рожденная от Вышнего Иерусалима — Матери всех нас.
Кроме змия, согласно изначальному библейскому тексту, против Церкви враждует только его семя. Cемя (евр. «zera`») означает то, (1) чем он осеменяет сознание людей, и то, (2) что получается, рождается в результате этого осеменения, то есть, во втором случае, уже и человеческая свобода, и сознание участвуют в этом.
В истории звери действуют одновременно, то есть первый зверь, который похож на дракона, как две капли воды: семиголовый, десятирогий (Откр.12:3, Откр.13:1), и второй зверь, который чуть-чуть похож на агнца (Откр.13:11), потому что у него два рога, как у агнца — намёк на некую христообразность.
Так вот, первый зверь создает мощнейшую государственность, и создаёт ощущение неодолимости (семиглавие, десятирожие — всё это символы такой неодолимости). Он подавляет волю (Откр.13:4), и одновременно, будучи носителем имени 666 (Откр.13:18), добивается того, что убивает в христианах веру в грядущий исход.
Образ зверя довольно ёмкий, богатый образ, его можно истолковывать так: то, (1) чем осеменяет дьявол сознание людей — это некие еретические идеи, а то, (2) что рождается в итоге этого осеменения, уже можно сказать, — это сам антихрист, тот, который предсказан во Втором Послании к Фессалоникийцам Апостолом Павлом: “противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2Фес.2:4).
Власть тьмы. Можно сказать, уже точно, что первый зверь в первом смысле — это власть тьмы шестого дня (Еф.6:12). Власть тьмы — это одно из демонских чиноначалий. В Послании к Ефесянам можно прочесть перечисление различных демонских чиноначалий: начальств, властей, мироправителей тьмы века сего (Еф.6:12). А змий семиглавый и десятирогий объединяет в себе и весь демонский мир, и самого дьявола, как некое единоначалие в нём. И поэтому зверь, носящий числовое имя 666, это — власть тьмы шестого дня, то есть пятницы страстной седмицы.
В отношении людей первый зверь в целом несёт идеи материализма, отрицание всего, что нас делает человеком. А в отношении к христианам он несёт ложь о седьмом дне, что седьмого дня не будет. И наконец, в результате этого осеменения, — второе значение зверя, — рождается сам антихрист, сын погибели (греч. ὁ υἱὸς τῆς ἀπωλείας), так называется он у апостола Павла (2Фес.2:3). А погибель, «аполия» по-гречески, — это энергия аполион — энергия дьявола, погубление, то есть это личность, которая рождается в результате этого осеменения, действия этой энергии. Значит, во втором значении первый зверь — это сам лично антихрист.
Народ Божий теряет веру в победу. Время исхода — это седьмой день. Это то, что обозначено символом «тысяча лет». Зверю удаётся нанести поражение религиозному сознанию христиан, то есть, в чём-то нанести пробоину в щите веры. Вера уподобляется щиту у Апостола Павла в Послании к Ефесянам (Еф.6:16), а зверю удается сделать пробоину в этом щите: несколько ослабить, исказить веру народа Божия. Вот в чём страшная опасность.
Звери прор. Даниила и звери ап. Иоанна. Здесь ещё возникает задача различения зверей Данииловых и зверей Иоанновых, потому что их книги излагают, созерцают одни и те же события под разными углами тайнозрения. И вот есть между ними какая-то разница, хотя и говорят об одних событиях. Если как-то заранее говорить о них, приблизительно и осторожно, то можно выразить так, что то, что видит Даниил — это как бы «геополитическая история» антихристова царства. Потому что там среди четырёх зверей выделяется один, четвёртый, а четыре — это всегда пространство,которое видится там четырёхсторонним или четырёхугольным. Почему-то такое видение, это уже особенность тайнозрения. Там четвёртый зверь и десятирогий, в нём появляется малый рог, перед которым извергаются три старых рога… Вот это ближе как раз к геополитической истории. Так вот именно всё складывалось. Трудно эту екзегезу довести до детальной разработки, до основания. Здесь мною движет интуиция и попытка различить всё ещё таинственные вещи. Мы не знаем до конца, что есть, но мы можем различить, что это не есть… Осторожные такие подвижки…
А второй зверь — это те идеи, которые насаждаются в том в смысле, чтобы сделать культ и личность зверя как бы христоподобной, чтобы зверопоклонство выглядело бы, как некое квазихристианство, потому что второй зверь имеет два рога подобные агнчим (Откр. 13:11). Значит он в чём-то христообразен. А Христос — высшая красота, Агнец — высшая красота. Значит, второй зверь стремится завоевать сердце человеческое. В то время, как первый зверь подавляет своим могуществом: семиглавый, десятирогий, неодолимый во веки до скончания мира (такое представление он внушает); второй зверь — двурогий, подобный агнцу, его цель — завоевать сердце человеческое, которое тянется к красоте Агнца. Здесь имеется ввиду вся эта работа идеологии и культуры, которая завоёвывает сердце с тем, чтобы оно стало троном антихриста, зверя-антихриста. В самых худших чертах вот так это выглядит…
У Петра Иванова это иначе несколько, у Сергия Булгакова это ещё иначе. Не всё там одинаково сходится, не всё согласуется, не всё очень убедительно. Но кое-что всё-таки, ещё раз подчёркиваю, можно различить. Тайны остаются тайнами, но их всё-таки можно различать. Это удел вообще человеческого рассудка, что он не знает до конца сущности вещей, но он может их различать как бы некими системами неравенств, не тождеств. Единственное, что я могу точно выразить, что сам антихрист — это второе значение первого зверя, который выходит из моря. А вот у Даниила он идёт как малый рог четвертого зверя. Это государственность, государство антихристово. А всё остальное — это события, которые происходят в период его царствования.
Семь голов, десять рогов. Семь голов, десять рогов можно истолковать эти символы так.
Семь голов — это такие воздействия, сатанинские энергии, которые завладевают семиричным временем, (потому что время мыслится как седмица и у отцов Церкви, и в Библии вообще).
Десять рогов — это наступающая на мир мировая система. Это, например, Римская Империя, у которой было 10 завоёванных провинций и она наступала на мир. У Рима было сознание, что именно он должен быть хозяином мира. Они ещё не всем миром владели, но всё равно, когда римский император подписывал указы, там звучала такая фраза «по всей Эйкумене» — по всей Вселенной. Они считали себя истинными хозяевами Вселенной.
Или, скажем, мировая система социализма. Она же тоже наступала и сознавала себя хозяйкой мира сего: “Лишь мы работники Вселенной, всемирной армии труда, владеть землей имеем право, а паразиты — никогда”. Всё время своего существования она поддерживала всяческие подрывные движения, революционные, так сказать. Она подпитывала их, подкармливала, и её внешняя политика ориентировалась на мировую революцию. Троцкий какждую речь свою заканчивал словами “Да здравствует мировая революция!”
Потом Сталин Троцкого победил, но курс на мировую революцию всегда оставался, потому что иначе это была бы измена марксизму, который нацелен на мировую революцию, а не на её торжество в отдельно взятой стране. Это уже Ленин ревизовал марксизм, а классический марксизм нацелен на мировую революцию.
То есть — это система, наступающая на мир. Это удаётся Тайнозрителю выразить символически в образе десяти рогов. А десять — это число совершенное, плеромическое. Оно представляет собой сумму первых четырёх. А четыре — пространство и видится у пророков в видениях как четырёхконечное, четырёхстороннее. Первые четыре числа вместе дают десять. Или, скажем, римское десять, это же крест косой, нацеленный на четыре угла. Почему-то там видится пространство четырёхугольное. Может это кому-то покажется наивным, но тем не менее есть какие-то законы тайнозрения, тайновидения, какая-то своя символика. Откуда она идёт? Она может идёт от Духа Святого.
Так вот семь — это захват семиричного времени, завладение временем, как формой сознания. А десять рогов выражают нацеленность на мировое пространство, наступающую на мир мировую систему, империю, мировую систему социализма и т.д. Вот так приблизительно, на мой взгляд, это надо понимать.
Какие есть звери. Дракон — это сам дьявол (Откр.20:2). Кроме дракона есть ещё два зверя. Первый зверь, выходящий из моря (Откр.13:1), и второй зверь, выходящий из земли (Откр.13:11).
Звери — это семя змия. Два значения семени змия: (1) то, что змий насаждает в сознание людей, и (2) то, что рождается в результате этого осеменения. Во втором смысле, это сам антихрист. В первом смысле, это материализм, отрицание всяческого богопочитания, это первый зверь.
Второй зверь - это культура, идеология, которая работает на обольщение, которая придаёт образу зверя обольстительный лик, обольстительный характер. Благодаря этому обольщению завоёвываются сердца людей. Почему второй зверь имеет два рога как у Агнцы (Откр.13:11)? Агнец, Христос — это высшая красота. Нацелено это обольщение на сердце христианского народа, не мусульманского, не индуистского. Христианский народ познал красоту, высшую красоту Агнца. Поэтому второй зверь имеет некое христоподобие. Это некая христоподобная, коммунистическая, конечно, культура, идеология, которая придаёт зверю (который как две капли воды похож на дракона) обольстительный христообразный лик, характер. Тем самым он завоёвывает сердца вчерашних христиан, христоотступников. Это культура, идеология, всё вместе, это второй зверь.
Второй зверь выходит из земли (Откр.13:11). Не страсти, всякие бурные революционные страсти, рождают его, а некая работа холодного ума. Море — это бушевание страстей, а земля — это работа холодного ума, как бы бесстрастного. Море, земля — это всё состояния, типы сознания, характер сознания. Из моря выходит первый зверь — это бушевание страстей, раволюционных, и т.п. Из земли выходит второй зверь — это работа холодного ума, который создаёт эту культуру — некое квазихристианство и при этом оно есть зверопоклонство. Квазихристианское зверопоклонство возникает, вот в чём сложность.
Первый зверь — победитель, а второй зверь организатор культа первого зверя. Он культ организует и, благодаря ему, образ зверя начинает говорить и действовать (Откр.13:15). Второй зверь снабжает его всякими энергиями сатанинскими. Эти энергии убивают тех, кто отвергает зверопоклонство (Откр.13:15).
Две маслины убиты зверем, выходящим из бездны.