+ Игумен Варсонофий. Опознать знамения времен

Опознать знамения времен
Интервью с игуменом Варсонофием (Хайбулиным)

— Ваше Высокопреподобие, как Вы впервые узнали о Зейтунском чуде?

— Шел 1968 год, я тогда учился в духовной академии. Осенью того же года, когда начались Зейтунские явления, в шведском городе Упсала состоялась очередная Ассамблея Всемирного Совета Церквей. В ней участвовали и Русская Православная, и Коптская Церкви. Египтяне доставили в Упсалу первые официальные материалы о явлениях Пресвятой Богородицы в Зейтуне. Они распространяли на ассамблее брошюры, фотографии, различные печатные издания. Члены делегации нашей Церкви собрали все эти свидетельства и привезли в Россию. Среди материалов, почти что нелегально доставленных из Упсалы, оказалась и брошюра под названием «Преображения Благословенной Девы Марии в Зейтуне». Один из моих преподавателей, участвовавших в Ассамблее Всемирного Совета Церквей, передал ее мне. Это была небольшая книжечка на английском языке. Я прочитал ее на одном дыхании, и от полученного нового знания о явлениях Царицы Небесной у меня буквально загорелось сердце. Почувствовал: это исключительно важное событие, и оно не только местного, коптского, значения — это послание всему христианскому миру. Присутствие Божией Матери наблюдало бесчисленное множество людей — разных исповеданий, национальностей, всех возрастов. Они видели то, чего раньше удостаивались только великие святые, причем на короткое время. А в Зейтуне явление Божией Матери непрерывно продолжалось часами.

— Когда Вы узнали об этом чуде, как пытались распространить поразившее Вас новое знание?

— С друзьями мы перевели на русский язык все источники, которые нам попали в руки, с английского, потом — с арабского. Это же было советское время, кроме как через самиздат такие сведения распространить было невозможно. Тогда выходил полуподпольный журнал «Вече», который издавал Владимир Осипов. В нем была напечатана моя статья о Зейтунском чуде. Кроме того, печатали материалы на машинке и раздавали своим знакомым. Благодаря связям с обучавшимися в Москве египетскими студентами мне удалось получить из Каира книжку коптского епископа Григория «Явление Девы Марии в Зейтуне» на арабском языке. Знакомый арабист перевел ее на русский, и уже в 70-х годах мы начали распространять ее в России. Так о чудесном явлении Божией Матери узнавало все больше людей.

Через друзей, часто бывавших на Западе, удалось получить другие, более подробные свидетельства. К нам в руки попал отчет о чуде в Зейтуне, который составил епископ Коптской Церкви Григорий, председатель комитета по исследованию тех чудесных событий. Это уже был официальный документ. В нем говорилось, что со дня первого явления Пресвятой Богородицы минул год, а явления все еще продолжаются.

В отчете, составленном епископом Григорием, говорилось о «мгновенных исцелениях» от таких недугов, как злокачественные опухоли различных типов, тяжелые заболевания щитовидной железы, ревматический артрит, слепота, хроническое расстройство речи, тяжелая форма гипертонии, паралич, хроническая астма в тяжелой форме, тяжелая инфекция с угрозой ампутации и многие другие заболевания... И это подтверждено обстоятельными медицинскими исследованиями.

В октябре 1971 года впервые за всю историю Церкви Коптский Патриарх и Папа Шенуда III с группой епископов посетил Россию. В день празднования преподобного Сергия Радонежского в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры он возвестил о явлениях Девы Марии в Зейтуне, чему, как он выразился, «мы все свидетели».

— Кроме внешнего проявления чуда — исцеления, прозрения — есть в этих явлениях Богородицы многим и многим людям, несомненно, какой-то сакральный смысл. В чем он, на Ваш взгляд, состоит?

— Такого рода исцеления случались во все века — это нормально и естественно. Раз Божия Матерь явилась людям, то чудеса исцеления должны происходить, ведь Она же Целительница. Но я и мои друзья были уверены: Зейтунские послания Богородицы были адресованы не только коптам, но и всем людям. То есть и нам, русским, находившимся в то время под жестоким гнетом безбожников.

Это явление Царицы Небесной нас интересует в первую очередь именно как знамение времен. Все совершенства, которые Христос обетовал Церкви, осуществились в личности Его Матери. В церковных песнопениях Дева Мария прославляется как храм Неба и храм Божества, Пречистый храм Спаса, как первая Личность, Которая исполнит все замыслы Божии о человечестве. С Божией Матерью связаны все самые светлые обетования библейских пророков. Очень важные обетования как раз о цели исторического пути народа Божия.

Событие в Зейтуне уникально: очень много людей, среди которых были и явно недостойные, и грешные, видят чудо, которого достойны только великие избранники. По таким чудесам, свидетелями которых являются даже люди недостойные, и опознается этот самый рубеж времени. Я сразу же вспомнил эпизод из Евангелия, когда Спаситель обличает фарисеев за то, что они не могут опознать знамения времен. И я понял: чудо, произошедшее в Зейтуне, и есть знамение времени, о котором говорит Христос.

В Евангелии есть слова, которые в переводе означают «назначенное», или «предназначенное», время. Время, которое в завете с Богом заранее предназначено, указано. Это некие важнейшие рубежи истории. Вспомните Евангелие от Марка, когда Спаситель начал проповедовать, говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие (Мк.1:15).

Чтобы опознать такой рубеж времени, надо быть свободным от лицемерия. Не надо быть великим ученым, богословом, а надо только почувствовать, что такие щедрые проявления благодати, видение которых становится доступно людям любого состояния, — это явно такой рубеж.

О каких временах идет речь? Именно о тех, обетование которых не замечается. Надо в них всматриваться более внимательно, а для этого изучать Священное Писание, творения святых отцов. Божия Матерь затем и явилась, чтобы мы были внимательны и к себе, и ко времени.

Явление Заступницы человеческого рода происходило над храмом Коптской Церкви. Оно случилось в том самом месте, где Святое Семейство останавливалось, скрываясь от Ирода.

В Зейтуне явления Царицы Небесной продолжались более трех лет — со 2 апреля 1968-го по 29 мая 1971 года. После этого они время от времени возобновляются в разных местах Египта, чаще всего там, где останавливалось Святое Семейство во время Своего бегства от Ирода.

Ясно, что эти явления обращены ко всем народам. Божия Матерь возникала с оливковой ветвью. Это тоже очень красноречивый знак, свидетельствующий о том благодатном мире, который, согласно библейским пророчествам, наступает по окончании времен антихриста.

Все знамения в Зейтуне очень радостные, добрые. Оливковая ветвь у всех народов, включая древнейшие, символизирует мир, покой. Думаю, это радостная весть о том, что подходит конец духовному омертвлению народов и впереди мир ждет возрождение христианства — такого, каким его создал Святой Дух. Ведь во времена раннехристианские народ был наполнен благодатью, однако в наше время чувствуется какая-то омертвелость, душевная леность. А Божия Матерь словно предвещает грядущее воскресение христианства. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис.2:4).

— Как Вы думаете, почему такое невероятное чудо даже тогда, когда оно произошло, не всколыхнуло весь мир?

— Это было время, когда Запад охватили студенческие бунты начавшейся так называемой сексуальной революции.

Эти события почему-то оказались более значимыми для средств массовой информации. Им были посвящены все полосы газет, телевизионные передачи. Что касается СССР, то известно, что всякое упоминание о чудесах у нас было под запретом. Главным аргументом тогда была фраза «этого не может быть, потому что не может быть никогда».

— Я знаю, что Вам удалось побывать в тех местах, где происходили чудеса. Расскажите об этом.

— Ярко помню свои благодатные переживания, когда, будучи студентом Московской духовной академии, прочитал первый раз брошюру о Зейтунском чуде. Это было какое-то землетрясение сердца. И вот спустя много десятилетий после тех благодатных событий мне посчастливилось побывать в Египте, посетить места, где происходило явление Божией Матери, помолиться там, услышать рассказы очевидцев. Египет — страна с очень высокой нравственностью, там ничтожный процент преступности, нет алкоголизма, очень этичное духовенство и совестливый народ. Ощущается высокая духовная жизнь в монастырях. Египтяне — это народ, который сохранил веру. В этой стране невозможен атеизм. Мне кажется, что они даже не понимают, как может существовать такое государство, которое навязывает своему народу атеизм. У них не вмещается это в голове. Там верят все — кто-то по-христиански, кто-то по-мусульмански. Но чтобы совсем не верить — это для египтян просто немыслимо.

Сами копты объяснили явление Божией Матери в Зейтуне по-своему. В 1967 году египетские войска потерпели поражение от Израиля. И это чудо — явление Девы Марии — они истолковали так: у нас все будет хорошо, и мы в конце концов победим, потому что к нам пришла Матерь Света, так они называют Божию Матерь. Такое толкование очень узкое, я бы сказал, местное.

В один из первых дней пребывания в Египте нам посчастливилось помолиться в самом зейтунском храме перед иконой Богородицы, услышать рассказы людей, которые видели Царицу Небесную своими собственными глазами. Такое запоминается надолго...

Газета «Православная Москва»
№1 (475) январь 2011 г.
Интервью с игуменом Варсонофием (Хайбулиным)
Беседовал А. Хлуденцов
онлайн

Hosted by uCoz