+ Игумен Варсонофий. Из 4-го письма к NN (2014 год)

Из 4-го письма к NN (2014 год)
Игумен Варсонофий (Хайбулин)

Вы безусловно правы в том, что «Мариоцентризм» вместо Христоцентризма — ересь. Но я говорю не о концентрации религиозного сознания, а о экклезиологическом самосознании Народа Церковного. Оно должно быть «Мариоцентричным» в той мере, в какой «Иерусалимо-(или Сионо-)центрична» экклезиология Библейских пророков.

Особенно громко проповедуется она в Псалтыри, где рядом с прославлением Имени Божия звучит слава «жилищу Господню».

«Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме!» (Пс.134:21). «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. Бог в жилищах его ведом, как заступник» (Пс.47:2-4). «С Сиона, который есть верх красоты, является Бог» (Пс.49:2). «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. Славное возвещается о тебе, град Божий» (Пс.86:2-3). «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс.136:5-6).

«Иерусалим — начало веселия пророческого!» В Новозаветном благочестии эта истина выражена восклицанием великого Богородичного святого: «Богородица — радость всех радостей!»

Теперь вспомним, что на вечерне Богородичных праздников читаются ветхозаветные паримии, посвященные «Дому Божию, Храму Господню, Дому Премудрости». Все эти имена «жилища Господня» православное богослужение относит к Личности Божией Матери, как «обители всецелой благодати Всесвятаго Духа» (Преп. Ефрем Сирин).

Церковь есть, прежде всего, те, кто стяжал Дух Божий, а среди них, прежде всего, Та, что стяжала полноту Его благодати.

Что касается Народа Церковного, то он тоже именуется Домом Божиим, но при соблюдении условия, о котором напоминал Евреям св. апостол Павел: «Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3:6).

Дерзновение и упование, составляющие высшую славу, высшую похвалу Нового Израиля, соделывают его Домом Божиим, если (и до тех пор пока) они вдохновляются Верой. Верой не только в вочеловечение и искупительный подвиг Сына Божия, но и в уже свершившееся всецелое обожение Матери Его. В этом обожении Матери Света Церкви в самый день ее рождения даровано эсхатологическое завершение и царственное увенчание.

Если это условие Новый Израиль не соблюдает, то он перестает быть Домом Божиим, перестает быть столпом и утвердением Истины (см. 1Тим.3:15), «неодолимым вратами ада» (Мф.16:18).

Именно несоблюдением этого условия можно объяснить пророчества о поражении всего Народа Церковного в брани с семенем древнего змия (Дан.7:21, Апок.13:7) и о тяжких последствиях этого поражения к концу лихолетья, предсказанного с использованием символа полуседмины (3,5) (Дан.12:7, Апок.13:15).

Теперь позвольте обратиться к Вам, как к одному из ведущих наших апологетов, с вопросом: Как случилось, что в учении об Антихристе, исповедуемом подавляющим большинством православных, полностью игнорируются как эти пророчества о поражении Народа Церковного и о тяжких последствиях его, так и обетование «великого реванша», следующего по окончании «полуседмичного лихолетья». Имею в виду обетование, повторяемое в трех стихах 7 главы книги прор. Даниила:

7:18 Потом (по окончании «полуседмины времен»… и.В.) примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков.
7:22 …доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
7:27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.

Имя «народ святых Всевышнего» Апостолы естественно относили к «Израилю Божию» (Гал.6:16), и Даниилово обетование было предметом самых вожделенных чаяний еврейского народа, толковавшего его, конечно, в духе религиозного материализма.

Едва ли Апостолы, в день Вознесения спрашивавшие Спасителя о времени исполнения Даниилова обетования, понимали его намного глубже, чем большинство евреев, но их вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6), означал: не сейчас ли, не в первом ли Твоем пришествии исполнишь Ты обетование книги прор. Даниила?

Однако в ответе Спасителя (Деян.1:7) ни в коей мере не порицается вера Апостолов в это обетование. Напротив, в Его словах нетрудно услышать одоврение и подкрепление ее: раз время его осуществления относится к временам и срокам, установленным властью Отца, значит, оно непременно когда-то придет. При всем этом Господь дал понять Апостолам ошибочность их предположения и надежды на то, что Его первое пришествие есть то самое пришествие Ветхого днями, с которого начнется обетованное Даниилом время zman и которое дарует народу святых Всевышнего (т.е. Церкви Христовой) неограниченное временем «царство и власть и величие царственное во всей поднебесной» (Дан.7:18,22,27).

Через десять дней после этой беседы, в день Пятидесятницы, Апостолы получат все дары Святого Духа, и сами станут провозвестниками обетований, параллельных Даниилову. Но даже эта харизматическая полнота Апостольского служения не снабдит Церковь и грядущие поколения христиан горизонтальным преданием, достаточным для безошибочного опознания времен и сроков, коренящихся во власти Отца. Недостаточность горизонтального предания — таков смысл отрицания, содержащегося в словах Спасителя: «не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью» (Деян.1:7, перевод еписк. Кассиана Безобразова).

И все, что «горизонтально» нам передается по поводу Даниилова обетования и параллельных Новозаветных пророчеств, является наглядной иллюстрацией этих слов Спасителя: «Не вам знать времена и сроки, установленные властью Отца». Параллелью Даниилову времени zman в Новом Завете является Апокалиптическое «тысячелетие» (Апок.20:2-7). Святоотеческое предание на эту тему доносит до нас разномыслие между раннехристианской эсхотологией (свв. Иринея Лионского, Папия Иерапольского, Иустина Философа, Ипполита Римского, Мефодия Патарского) и Августиновской. Проблема эта в патристике осталась нерешенной. Учебники догматического богословия дореволюционной России (митр. макария Булгакова и др.) объявили раннехристианскую эсхатологию одной из разновидностей хилиастической ереси, якобы осужденной Вторым Вселенским Собором. А ведь это концепция духовных сынов и «внуков» Апостолов. И поколения, воспитанные этими учебниками, не видели в этой оценке никакого кощунства. Преодоление хилиазма приписывалось бл. Августину, для которого Апокалиптическое «тысячелетие» есть неопределенная полнота времени от первого пришествия Христова до воцарения Антихриста. «Тысячелетнюю парализованность» прельщающей энергии диавола Августин истолковал в духе изобретенной им теории предестионизма: дьявол не способен погубить тех, кто предопределен ко спасению, а к последним бл. Августин относил все народы, входящие в Церковь. Но ведь в откровении говорится, что в период «тысячелетия» прельщающая энергия дьявола вообще бездействует (Апок.20:2-7). Допустимо ли нам, вслед за Августином утверждать, что обетованное «тысячелетие» продолжается от первого пришествия Христова вплоть до парусии Антихриста?

Из всех попыток князя мира сего развоплотить религию Воплощения наиболее удалась ему борьба против веры в Даниилово обетование времени zman и апокалиптическое «тысячелетие». Борьба против этой веры идет до сего дня, в ней участвуют многие авторитеты Нового Израиля и нашей официальной богословской школы.

Как быть нам, рядовым православным, учить: не будет того, что по словам Святаго Духа, будет? Но вражда со Святым Духом есть духовная смерть. Не она ли предсказана прор. Даниилом к концу «полуседмины времен» (Дан.12:7) и тайнозрителем Иоанном к концу «42-х месячного лихолетья» (Апок.13:15)? Эсхатология, которую доносит до нас святоотеческое предание, утверждает, что кончина века сего наступит с окончанием «полуседмичного лихолетья», истолкованного как 3,5 календарных годы перед Вторым Пришествием Христовым.

Самый скрупулезный анализ свящ. текста заставляет признать, что к этому рубежу «Пшеница Божия», насажденная воплотившимся Логосом и призванная плодоносить Духом Божиим, не дорастает до жатвенной зрелости, как должно было бы быть по Евангелию (Мк.4:28-29), а, напротив, терпит сокрушительное изнеможение, согласно Даниилу (Дан.12:7), и духовное умерщвление энергией говорящего образа зверя 666, победившего Новый Израиль, согласно Апокалипсису Иоанна (Апок.13:7,15). Эта энергия убивает в Новом Израиле благодатную жизнь, свободу и премудрость, присущие чадам Вышнего Иерусалима, Матери всех нас (Гал.4:26). Выходит, что «победа над святыми» (Апок.13:7) осуществилась в насаждении пораженческой эсхатологии, оторванной от Библейского корня, порождающей неверие в те обетования Библии, которые особо ненавистны князю мира сего. Приходиться признать, что эта эсхатология продиктована не Духом святым, а победителем Нового Израиля — зверем 666.

Итак, все идет по глаголу Божию, но не искаженному ложными толкованиями и неверными переводами на наши языки. Почти все Новозаветные пророчества, связанные с Данииловым обетованием времени zman и апокалиптическим «тысячелетием», искажены в переводах на наши языки. Особенно искажено двуплановое пророчество (Лк.21:23-24), в котором предсказано и многовековое попирание Иерусалима неевреями, и «42-х месячное» попирание Св. Града «язычниками», т.е. демонами того чиноначалия, которое Тайнозритель созерцал в образе зверя 666 (Апок.11:2,13:7).

«…дондеже скончаются времена язык» — этот перевод предиктован толкованием св. Иоанна Златоуста: «до скончание мира» и ненавистью князя мира сего к обетованию времен анапсиксиса от лица Бога Отца, которые наступят с обращением ветхого Израиля к истинному Мессии, согласно пророчеству св. апост. Петра (Деян.3:19-20). Анапсиксис — покой, отдых, один из греческих эквивалентов еврейского «шабат», обетование которого особенно ненавистно дьяволу, ибо это — то самое апокалиптическое «тысячелетие», в котором его прельщающая энергия будет полностью парализована (Апок.20:2-3). Поэтому св. Ириней Лионский и его единомышленники истолковали его как «освященный Седьмой День», «времена субботства».

Кстати «день субботства народа Божия» обетован и апост. Павлом в послании Евреям (Евр.4:8-9). Так что апокалиптическое «тысячелетие» было предметом веры Апостолов и их ближайших учеников в грядущий «Седьмой День», «субботство праведных», в котором сначала Новый Израиль оживет в «первом воскресении» от смертоносных ран, нанесенных ему поражением от зверя 666 (Апок.13:7) и убиением энергией говорящего образа победителя (Апок.13:15). Это оживление апост. Павел предсказал как возникновение полноты, т.е. благодатного изобилия в Церкви языков (Рим.11:25), вслед за ним свершится и воскресение — «жизнь из мертвых» (Рим.11:15) Израиля ветхого. Все это свершится по ту сторону рубежа, предсказанного Спасителем в Евангелии Лк.21:24 придаточным предложением «доколе…».

Но ненависть диавола и победа его семени — зверя 666 продиктовали перевод глагола πληρόω славянским «скончаются», русским «окончатся» (времена языков). Но этот глагол может быть переведен (и в Новом Завете чаще всего он имеет смысл) «исполнятся» (предназначенные народам времена καιρὸς — греч.; zmanim — евр.).

Наши переводы Лк.21:24 не имеют смысла вот уже 47 лет, ибо с июня 1967 года весь Иерусалим находится под властью Израиля, а в мире языков (неевреев) вообще ничего не кончилось, напротив, началось много неожиданного.

Так 2 апреля 1968 года (день, который, согласно наиболее научно обоснованной хронологии, был Днем Входа Господня в Иерусалим в 30 году, и Сам Христос назвал его «днем Иерусалима» — (Лк.19:42) начались небывалые, величайшие явления Божией Матери в Зейтуне (Каир). Явления продолжались над храмом Ее имени, стоящем на пути временного пребывания Св. Семейства во время бегства в Египет от Ирода, — до 29 мая 1971 года. Многотысячные толпы по нескольку часов непрерывно видели Царицу Небесную с оливковой ветвью в руках, благословляющую народы на север, юг, восток и запад. Налицо все признаки обетованного нисхождения Вышнего Иерусалима, Матури всех нас. Затем явления такого типа время от времени возобновляются в разных местах Египта.

Эти путеводительные знамения позволяют утверждать, что времена осуществления самых светлых обутований, особенно ненавистных князю мира сего, наступят по ту сторону рубежа, предсказанного в Евангелии Лк.21:23,24 придаточным предложением «доколе не исполнятся предназначенные народам времена» (zman — евр.; καιρὸς — греч.).

«Мариоцентризм» экклезиологического самомознания Церковного Народа означает, что по мере возрастания «Пшеницы Божией» до жатвенной зрелости мы должны стараться видеть и слышать очами и ушами Предоброго и Пречистого Сердца, «обители всецелой благодати Святаго Духа» (преп. Ефрем Сирин). Церковь есть образ Святой Троицы. Святой Дух соединяет множество уверовавших сердец во единое сердце (Деян.4:32) единением подоботроическим. Единоначалие Отца, обеспечивающее совершенное единение Трех Ипостасей, должно (с необходимыми оговорками) отображаться в единоначалии Матери среди тех, кто составляет «женскую» сторону Агнчьего Брака, кто носит не терпящее множественного числа имя Жена, Невеста Агнца. Их единение можно изобразить схемой сходящихся концентрических кругов в священном средоточии, которым является Предоброе и Пречистое Сердце Матери Света.

Если слова «Не вам знать времена и сроки, установленные властью Отца» относятся и к Апостолам, и к последующим поколениям Отцов и Учителей Церкви, то кому как не всецело обоженной Личности, со Дня Пятидесятницы соцарствующей Христу в ипостаси Жены Агнца, дано знание этих времен и сроков?

Невнимание к Ее путеводительному служению Народу Божию, котроый Она ведет к вечному соцарствию Господу, обетованному и в книге прор. Даниила и в Апокалипсисе Иоанна, совпадает с ожесточенным неверием в эти обетования, продиктованным победившим Новый Израиль зверем 666 (Апок.13:7) и смертоносной энергией его говорящего образа (Апок.13:15). Ибо вражда со Святым Духом есть смерть.

Надеяться на то, что Вы согласитесь с моими аргументами, не дерзаю. Но, может быть, они разбудят в Вас желание вдуматься в эти вопросы. На все возражения и вопросы готов дать обстоятельные разъяснения.

Игумен Варсонофий (Хайбулин)
Май 2014 г.